ПЯТЫЙ УРОК
«Мне кажется, что я недостаточно хороша»
Если вас посещают такие мысли:
  • Я — плохая мать для своих детей
  • Я — недостаточно хорошая дочь для своих родителей
  • Я — недостаточно заботливая жена для своего мужа
  • Я чувствую себя ненужной
  • Я ощущаю себя незначимой
Я недостаточно хороша…
Если продолжить эту фразу, то получится "Я недостаточно хороша для того, чтобы быть любимой, чтобы меня любили". И это убеждение - краеугольный камень заниженной самооценки. Следом тянутся убеждения о своей недостойности чего-то хорошего: благополучия, порядочного мужчины, здоровья, карьерного продвижения, успеха, а в конечном счёте, опять же, любви.

И эти убеждения рождают сильную тревогу. Собственные ошибки и промахи подвергаются сильной критике, а успехи и достижения - обесцениваются. То есть если я совершаю ошибку, то это потому что я - глупая, бестолковая, невнимательная и прочее "не-такая-как-надо". А вот если достигла чего-то, то это вроде бы вопрос случайности, стечения обстоятельств или просто не настолько важно, чтобы прописать в свои заслуги, это не имеет значения. Любой бы смог. Это слишком просто, чтобы этим гордиться. И ставится новая заоблачная планка, которую нужно непременно достичь, чтобы почувствовать себя достаточной. И конечно же, подобные тараканы - родом из детства. Откуда ж ещё! Когда ребёнок не познал безусловной любви со стороны родителей.

Процесс воспитания был будто пронизан посланием, родительской трансляцией "Ты недостаточно хороша, чтобы мы тебя любили". Ребёнок чувствует нехватку внимания, заботы (не функциональной накормить-напоить-спать уложить, а именно внимательной заботы, с учётом потребностей малыша), ласки, нежности. При этом присутствует критика за ошибки, из-за которой формируется ещё одно убеждение в копилку неуверенности в себе: "Я не имею права ошибаться, мои ошибки говорят о том, что я плохая". И в кучу к критике - обесценивание заслуг ребёнка, их игнорирование. Родители не гордились успехами ребёнка, не радовались им, не признавали значимость и важность побед.
Ребёнок маленький, ему сложно понять подоплёку такого отношения. А ещё, дети эгоцентричны, то есть всё, что с ними происходит - связывают с собой. Если происходит что-то плохое, то потому, что они сделали что-то плохое или потому, что они сами плохие. Отсюда следует тривиальный вывод: если меня не любят, значит, я не заслуживаю любви, я недостаточно хорош... Следовательно, нужно стать хорошей. Быть услужливой, помогать, делать хорошее, добиваться успехов, новых вершин, пройти всю социальную лестницу до самого верха. Соблюсти все социальные каноны праведной социальной жизни.
Домашнее задание
  1. Ходите по практике 12 пунктов.
  2. Задайте себе вопросы и напишите ответы в чат:
  • Достаточно ли вы хороши: в работе, в личных отношениях, в отношениях с детьми?
  • В чем вы ощущаете себя плохой, незначимой?
  • Как вы ощущаете, в каком направлении вы недостаточно важны и на сколько процентов? Как вы думаете, почему там утрачена ваша ценность?
  • Получали ли вы в детстве любовь, заботу и, обязательно, похвалу от своих родителей? Если получали — за что именно они вас хвалили?
  • Есть ли у вас кумир? Если есть - напишите, кто это и чем именно этот человек вас восхищает. Если нет - пропустите этот пункт.
ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ
ДОГОВОР ПУБЛИЧНОЙ ОФЕРТЫ
2022, ФОП Лисовская Л. Все права защищены
Made on
Tilda